ROBOXchange

Отдаете:

Получаете:

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
onsite.ru - Профессиональный построитель сайтов
 
 
 
 
 
 

<Вернуться назад :: Следующий урок>
Курс для начинающих.

Урок 1.

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению приемов web-дизайна, необходимо разобраться в сопутствующей терминологии. В рамках данного урока мы обсудим ряд базовых понятий, которые пригодятся при изучении последующего материала.
HTML
HTML, Hyper Text Markup Language, или, по-русски, «язык разметки
гипертекста», является фундаментальной, базовой технологией Интернета. Несмотря на бытующее среди пользователей Всемирной сети мнение, HTML является полнофункциональным языком программирования, обладающим практически всеми чертами, характерными для других аналогичных языков. Практически все содержимое web-узлов, которое отображается на экране подключенных к Интернету компьютеров, является набором документов, содержащих программный код HTML. HTML позволяет формировать на странице сайта текстовые блоки, включать в них изображения, организовывать таблицы, управлять отображением цвета документа и текста, добавлять в дизайн сайта звуковое сопровождение, организовывать гиперссылки с контекстным переходом в другие разделы сервера или обращаться к иным ресурсам Сети и компоновать все эти элементы между собой. Файлы, содержащие гипертекстовый код, имеют расширение .htm или
.html.
ПРИМЕЧАНИЕ HTML, Hyper Text Markup Language (язык разметки
гипертекста) — язык, используемый для создания документов в Интернете.
HTML-документом называется файл, содержащий код HTML. Такие
документы являются основным информационным наполнением web-узлов, они позволяют отображать текст, графику, аудио и видеоинформацию, а также другие компоненты ресурсов Интернета.
Одной из основных функциональных особенностей, характерных именно для данного языка программирования, благодаря которой он и получил свое название, является гиперссылка.
ПРИМЕЧАНИЕ Гиперссылка (Hyperlink) — базовый функциональный
элемент html-доку-мента, представляющий собой реализацию динамической связи какого-либо объекта данной web-страницы с контекстным содержимым другого документа.
Чтобы разъяснить этот термин, приведу простой пример. Предположим, что созданный вами html-документ включает текст, в котором встречается слово «гиперссылка», а подробное раскрытие этого термина приведено в другом документе, размещенном в Интернете независимо от первого. Преобразовав данное слово в гиперссылку и связав ее с указанным выше документом, вы организуете тем самым простейшую гиперсвязь: пользователю, желающему ознакомиться со значением термина «гиперссылка», достаточно щелкнуть мышью на этом слове, чтобы перейти к web-странице с соответствующими пояснениями. Следует отметить, что в качестве гиперссылки может использоваться как элемент текста, так и графический объект, а саму гиперсвязь можно устанавливать как между несколькими документами, расположенными на одном физическом сервере, так и с объектами, размещенными на различных узлах Интернета. В отличие от других языков программирования, HTML — язык не транслируемый, но интерпретируемый. Это означает, что для исполнения
готового кода его не нужно компилировать, встроенный в специальное
программное обеспечение, предназначенное для просмотра web-страниц, интерпретатор «компилирует» код непосредственно в процессе открытия документа. При этом, обнаружив в тексте ошибку, такая программа не выдает соответствующего предупреждения(если страница не содержит встроенных скриптов Java), а попросту игнорирует всю «ошибочную» строку. Это следует иметь в виду, составляя HTML-программу, поскольку можно ненароком пропустить «незаметную» ошибку и выявить ее наличие уже тогда, когда страница будет опубликована в Web.

Броузеры
Как уже упоминалось выше, для просмотра html-документов необходимо
специальное программное обеспечение, предназначенное для динамической обработки кода HTML и отображения web-страниц. Такие программы называются броузерами.
ПРИМЕЧАНИЕ Броузер — специальная клиентская программа,
предназначенная для просмотра содержимого web-узлов и отображения
документов HTML. Броузеры содержат встроенный транслятор языка
разметки гипертекста, компилирующий html-код в процессе открытия
web-страницы. Существует несколько классов броузеров, различающихся в основном спектром реализуемых ими возможностей. Два основных класса — это броузеры, поддерживающие и не поддерживающие отображение графических элементов web-страниц. Большинство современных броузеров относятся к первому классу. Наиболее распространены среди пользователей Интернета броузеры MicrosoftInternet Explorer и Netscape Navigator, предназначенные для работы в среде Microsoft Windows. Менее распространены Opera, Arachne (работает под управлением DOS) и текстовый броузер для UNIX-совместимых платформ под названием Lynx. Следует помнить, что интерпретаторы HTML, встроенные в различные броузеры, работают не одинаково, из-за чего один и тот же html-документ может отображаться в них по-разному. Тем не менее все существенные отличия в алгоритмах обработки кода интерпретаторами наиболее популярных броузеров поддаются статистическому анализу, и несоответствия, появляющиеся при открытии ими документов HTML, без труда устраняются.

Другие web-технологии
JAVA
Язык программирования Java, разработанный около восьми лет назад
компанией Sun Microsystems и напоминающий по структуре и синтаксису
хорошо знакомый многим программистам С, существует сегодня в
Интернете в двух вариантах: JavaScript и собственно Java. Первый вариант языка является всего лишь надстройкой стандарта HTML и значительно расширяет возможности документа, созданного в этом формате. Модуль, написанный на JavaScript, интегрируется в файл HTML как подпрограмма и вызывается на исполнение из соответствующей строки HTML-кода стандартной командой. Встроенный в броузер интерпретатор языка воспринимает и скрипт, и сам код гипертекста как единый документ, обрабатывая те и другие данные одновременно. Модуль Java в отличие от JavaScript не интегрируется в использующую его страницу, а существует как самостоятельное приложение с расширением .classили, выражаясь научным языком, апплет. При использовании этого варианта языка апплет также вызывается из html-файла соответствующей командой, но загружается, инициализируется и запускается на исполнение в виде отдельной программы, в фоновом режиме. С помощью технологии Java можно придать своей странице элементы интерактивности, формировать, компоновать и полностью контролировать формат всплывающих окон и встроенных фреймов, организовывать такие активные элементы, как «часы», «бегущие строки» и иную анимацию, создать чат. Большинство web-камер, передающих на сайт «живое» изображение, также работают на базе соответствующих приложений Java. Среди достоинств этой технологии следует отметить отсутствие необходимости устанавливать и настраивать на сервере какие-либо дополнительные модули, обеспечивающие работу Java-программ. Главный недостаток Java заключается в том, что пользователи броузеров старых версий, не поддерживающих компиляцию данного языка, воспринимать
объекты, созданные при помощи Java и JavaScript, не смогут.
CGI
Технология CGI (Common Gateway Interface) подразумевает использование в составе ресурса Интернет интерактивных элементов на базе приложений, обеспечивающих передачу потока данных от объекта к объекту. Именно так организовано во Всемирной сети большинство чатов, конференций, досок объявлений, гостевых книг, поисковых машин и систем подсчета рейтинга. В общем случае принцип работы CGI выглядит следующим образом: пользователь заполняет на web-страничке ту или иную форму и нажимает на кнопку, после чего встроенная в код HTML строка вызова CGI-скрипта запускает соответствующую программу CGI и передает ей управление
процессом обработки информации. Введенные пользователем данные
отсылаются этой программе, а она, в свою очередь, «встраивает» их в
другую страницу, отправляет по почте или трансформирует каким-либо иным способом, Скрипты CGI размещаются на сервере в специально отведенной для этих целей директории, которой, как правило, назначается имя CGI-BIN. Следует помнить, что подключение,
отладка и запуск таких программ требуют соответствующих прав доступа к http-серверу,а также определенных знаний и навыков. Технология CGI обычно реализуется двумя методами: либо с использованием программ, написанных на языке PERL (Practical Extraction and ReportLanguage), — такие файлы имеют расширение .pi, либо с помощью приложений, созданных обычно с применением языка С и откомпилированных непосредственно на сервере, поскольку большинство UNIX-совместимых платформ включают в себя встроенный транслятор
этого языка. Подобные программы имеют расширение .cgi. Необходимо
отметить, что PERL, как и HTML, является интерпретируемым языком.
Иными словами, для того чтобы запустить подобный скрипт на исполнение, не требуется дополнительной компиляции. Помимо упомянутых возможностей с помощью данной технологии можно организовать систему показа последовательности рекламных баннеров или автозагрузки файлов на сервер, создать форму отправки электронного письма непосредственно со страницы сайта или службу виртуальных открыток. Среди достоинств CGI следует отметить их независимость от клиентского программного обеспечения — эту технологию сможет применять каждый пользователь, просматривающий содержимое сервера при помощи броузера практически любой версии. Главный недостаток заключается в том, что для установки и
на стройки приложений CGI на сервере нужно обладать как минимум
правами администратора, поскольку эти программы при запуске способны нарушить нормальное функционирование серверного компьютера и дестабилизировать работу сети.
SSI
SSI (Server Side Includes) — технология, тесно переплетенная с упомянутой выше CGI. На основе макроязыка, очень напоминающего С, SSI позволяет реализовать такие возможности, как вывод в документе того или иного текста в зависимости от определенных условий или согласно заданному алгоритму, формировать файл HTML из динамически изменяющихся фрагментов или встраивать результат работы CGI в какой-либо его участок. Достоинства и недостатки SSI аналогичны описанным в предыдущем абзаце.
CSS
Зачастую у web-дизайнера возникает необходимость применить в процессе создания html-документа сложное форматирование — от абзаца к абзацу менять шрифт, расположение текста, его цвет, формировать различные таблицы данных. Можно решить эту проблему с помощью стандартных средств HTML: описывать каждый абзац отдельным набором команд, но в этом случае итоговый документ будет иметь большой размер, да и само создание кода становится весьма трудоемкой работой. Можно пойти другим путем: подключить к странице внешний файл, выполненный в стандарте CSS — Cascading Style Sheets (каскадные таблицы стилей), в котором с помощью специального макроязыка один раз жестко задать форматирование страницы. Другими словами, файл CSS выполняет роль некоего шаблона, применяемого для форматирования текста, таблиц и иных элементов в документе HTML. Есть возможность подключать один и тот же физический файл CSS к различным web-страницам сайта. CSS можно использовать практически на любом сервере без каких-либо ограничений. Крупные недостатки у данной технологии также практически отсутствуют. О каскадных
таблицах стилей CSS мы подробно побеседуем в восьмом уроке.
РНР
РНР (Personal Home Page tools) — это еще один интерпретируемый язык,
напоминающий PERL, предназначенный для придания web-страницам
элементов интерактивности. Код, написанный на языке РНР, встраивается в документ HTML подобно подпрограмме: в тот участок документа, где необходимо разместить интерактивный элемент, просто вставляется сценарий РНР. Мнемоника данного языка базируется на синтаксисе PERL, Java и С, благодаря чему не вызывает каких-либо трудностей при изучении. Методики, которые позволяют серверам корректно распознавать файлы, содержащие скрипты РНР, различны и зависят в первую очередь от типа конкретного сервера. Считается достаточным назначить такому файлу расширение .php, иногда — с добавлением номера версии используемого языка, например .php2 или .php3. Технология РНР позволяет организовать на web-странице счетчик
посещений, подсчитывать статистику обращений к тем или иным разделам сайта, защитить доступ к какому-либо html-документу паролем и многое другое. Среди недостатков РНР следует отметить то, что данная технология поддерживается далеко не всеми серверами Интернета.
ASP
ASP (Active Server Pages, активные страницы сервера) — еще одна
технология, аналогичная JavaScript и РНР. Для того чтобы сделать
web-страницуинтерактивной с применением технологии ASP, необходимо встроить в ее код соответствующий скрипт, написанный на макроязыке, отдаленно напоминающем Java и С. Скрипт интерпретируется и исполняется непосредственно на сервере, после чего пользовательскому броузеру отправляется уже готовый html-документ с результатами работы сценария ASP. Отсюда следует вполне справедливое заключение о том, что для страниц, содержащих ASP, не имеет значения, какое программное обеспечение установлено на пользовательском компьютере. Зато принципиальное значение имеет тип сервера, на котором вы планируете использовать ASP, поскольку отнюдь не все они поддерживают данную технологию.
VBScript
VBScript, или Visual BASIC Script (Visual Beginners All-purpose
SymbolicInstruction Code Script, визуальный символический универсальный командный код для начинающих) — очередная версия интерпретируемого языка, встраиваемого в html-документ с целью включения в состав web-страницы интерактивных элементов. Честь создания данной технологии принадлежит разработчикам компании Microsoft. Если сравнить более распространенный стандарт JavaScript с VBScript, обнаружить серьезные различия очень трудно, поскольку мнемоника и синтаксис обоих языков во многом схожи. С помощью VBScript можно реализовать практически весь спектр возможностей, характерных для JavaScript. Обе технологии не зависят от типа сервера, на котором планируется опубликовать включающую их web-страницу. Однако VBScript в настоящее время менее распространен в Интернете, нежели его «конкурент», поскольку он поддерживается только броузерами производства Microsoft, а именно Internet Explorer версий 3.0 и выше. Netscape Navigator не имеет интерпретатора этого языка, поэтому приверженцы этого броузера лишены возможности использовать интерактивные элементы, созданные с применением VBScript, в то время как JavaScript поддерживается и Internet Explorer и Netscape Navigator.
Macromedia Flash
Стандарт Flash был разработан компанией Macromedia в 1996 году.
Основное назначение данной технологии — создание высококачественной интерактивной анимации, которую можно представлять при относительно небольшом размере итогового файла. С помощью Macromedia Flash web-мастер имеет возможность изготавливать красочные анимационные заставки, определенные элементы которых могут «реагировать» на движения мыши, а также встроенные в web-страницы мини-игры, озвученные
мультипликационные клипы и многое другое. Другими словами, Macromedia Flash способна практически на все, что доступно при применении Java, и даже больше.
Одним из основных отличий Macromedia Flash от всех остальных
существующих ныне web-технологий является то, что это единственный
стандарт, позволяющий работать не только с растровой графикой, но и с
векторной. Помимо этого текст импортируется в среду Flash не как
растровое изображение, а именно как текст, в котором один символ
кодируется одним байтом информации, что является серьезным оружием в борьбе с излишним объемом результирующих файлов. Немаловажно, что во Flash имеется возможность воспроизведения музыки и звуков в формате МРЗ. Для создания документов, подготовленных согласно данному стандарту, компания Macromedia выпустила специальную объектно-ориентированную среду разработчика в виде стандартного 32-разрядного приложения Microsoft Windows.Благодаря этому собственно процесс программирования при подготовке интерактивных элементов Flash и анимации сведен к минимуму: пользователю достаточно создать новый проект в удобной и дружественной среде, для чего необходимо лишь разобраться в принципах работы программного пакета и уметь обращаться с мышью, — по окончании работы программа встроит созданные объекты в документ HTML автоматически. В среду Flash интегрирован специальный язык программирования, немного
похожий на Java, но более простой в изучении. Написанные с его помощью программные модули импортируются в документ как апплеты и вставляются в нужный кадр анимации, где должно произойти динамическое изменение изображения. С помощью специального редактора можно написать небольшую программку, управляющую проигрыванием клипа, создать элементы, поддающиеся индивидуальным настройкам посетителями сайта, генерировать заставку с несколькими вариантами продолжения. Способов
реализации этой возможности существует множество, но все-таки, чтобы использовать всю мощь встроенного языка, необходимо иметь
определенный опыт в программировании. Механизм технологии Macromedia Flash достаточно прост: в общем случае подготовленные разработчиком интерактивные элементы и анимация превращаются в интерпретируемый код, который импортируется в страницу HTML. Для того чтобы клиентский броузер мог распознать объекты Flash, необходимо проинсталлировать на компьютере пользователя специальную надстройку кброузеру (plug-in), которая носит название Macromedia Flash Player. Эта программа распространяется бесплатно фирмой-разработчиком данной технологии. Пользовательский броузер, сталкиваясь с документом в формате Flash, как правило, сам связывается с соответствующим узлом, после чего начинает загрузку и установку Flash Player в автоматическом режиме. Проигрыватель Flash уже интегрирован в броузеры Microsoft Internet Explorer 4.0-5.0 и Netscape Navigator версии 4.01 и выше. Другие броузеры, к сожалению, не
умеют распознавать данный стандарт, в чем и заключается его основной
недостаток.
DHTML
DHTML (Dynamic Hyper Text Markup Language, динамический язык разметки гипертекста) является расширением стандарта HTML и позволяет создавать web-страницы, включающие такие интерактивные элементы, как движущийся фон, расположенный под статичным содержимым документа, движущиеся объекты, выпадающие меню, кнопки, подсвечивающиеся при наведении курсора мыши, анимацию, бегущие титры и многое другое. По большому счету DHTML представляет собой «среднее арифметическое» между технологиями HTML и JavaScript. Этот стандарт использует простые сценарии, подготовленные с помощью интерпретируемого макроязыка,
обрабатываемого броузером совместно с кодом HTML. Такие сценарии
именуются «скриплетами». Для создания скриплетов используются
стандартные расширения DHTML и любой макроязык, поддерживающий
директивы интерфейса ActiveX. DHTML распознается броузерами Microsoft Internet Explorer, начиная с версии 4.0 ивыше.
XHTML и XML
XML (Extensible Markup Language, расширяемый язык разметки) является
принципиально новым стандартом, предложенным в 2000 году создателем языка HTML — консорциумом World Wide Web Consortium (W3C). Это новейшая технология изготовления web-страниц, и ее окончательная спецификация в настоящий момент еще находится в стадии разработки. По структуре XML представляет собой не собственно язык разметки гипертекста, а так называемый метаязык, предназначенный для описания других языков более низкого уровня. В свою очередь XHTML (Extensible Hypertext Markup Language, расширя емый язык разметки гипертекста) представляет собой промежуточный вариант между XML и HTML 4.O. Именно за счет его широкого применения W3C планирует осуществить постепенный переход от одного стандарта к другому. В спецификацию XHTML заложен принцип обратной совместимости. Иными словами, владельцам web-сайтов, страницы которых выполнены по технологии HTML 4.0 или более ранних версий, не придется как-либо изменять формат опубликованных в Интернете документов: все дополнения и расширения нового языка полностью включают в себя предыдущие стандарты. XML и XHTML значительно расширяют возможности HTML и позволяют web-мастерам использовать практически весь заложенный в современный Интернет потенциал на сто процентов, в первую очередь в сфере электронной коммерции. Поскольку XHTML подразумевает модульную архитектуру построения электронных документов, данный стандарт позволяет создавать механизмы взаимодействия с нетрадиционными для
Интернета устройствами, такими как факсы, сотовые телефоны и
телевизоры. По мнению аналитиков, в не столь отдаленном будущем XML станет основным стандартом во Всемирной сети, постепенно включив в себя большинство других использующихся ныне форматов.

Web-хостинг
Хостинг — наука сложная. На первый взгляд кажется, что самый тяжелый и трудоемкий этап в процессе создания персональной домашней странички или web-сайта — это написание кода и рисование графики. Увы, как только нанесены последние косметические штрихи и проведены заключительные «предстартовые испытания» на локальном компьютере и страничка наконец готова предстать перед требовательными взорами публики, неминуемо возникает вопрос о размещении ее в Интернете. Разумеется, подойти к этой проблеме следует со всей серьезностью: от того, где именно будет опубликован результат вашего творчества, зависит и посещаемость страницы, и те возможности, которые вы сможете на ней реализовать. Поэтому подумать о хостинге следует заранее, еще до того, как вы возьметесь за разработку страниц, и не просто подумать, а остановиться на каком-то одном варианте, исходя из своих потребностей и реальных объемов бюджета.
ПРИМЕЧАНИЕ Web-хостингом, или просто хостингом, называется
размещение web-страниц в сети Интернет на заранее арендованном
дисковом пространстве какого-либо сервера. При этом под хостингом
подразумевается не публикация web-страницы, а именно аренда такого
дискового пространства.
Сайты предоставляющие хостинг, Вы сможете найти в разделе ССЫЛКИ.

<Вернуться назад :: Следующий урок>

© 2006 Wassaby TEAM, Inc. All rights reserved.
Hosted by uCoz